Российская аудитория сети
До 1998 года подобных исследований в России вообще не проводилось. В апреле 1998 года агентство Promo.Ru совместно с поисковой системой Newman Search провело опрос 2457 респондентов - пользователей Рунета. С результатами Вы можете ознакомиться по адресу: http://www.promo.ru/testlab/ctr.htm . На то время это было самое репрезентативное исследование такого рода, причем проводилось оно не на одном выбранном сервере, а максимально широко по русскоязычной сети (для привлечения пользователей были задействованы четыре, крупнейшие на то время, баннерные сети - Reklama.Ru, InterReklama, RussianLinkExchange, Flamingo).
В этом же 1998 году впервые результаты исследований аудитории российской сети опубликовали и профессиональные исследовательские агентства - Комкон2 (http://www.comcon-2.com) и Gallup Media ( http://www.gallupmedia.ru).
Исследования агентства Gallup Media производятся с помощью телефонных интервью. Используется компьютерная система телефонных опросов (CATI - Computer Assisted Telephone Interviewing).
Исследование российской Интернет аудитории "Web-вектор" Комкон2 проводит ежеквартально в 40 городах России среди населения в возрасте от 10 лет и старше. В течение года проводится более 30 тысяч личных интервью по месту жительства с использованием уникальной технологии R-TGI.
В сентябре-октябре 1999 года агентством Gallup Media проведено исследование аудитории Интернет в России. Было опрошено 8380 взрослых жителей России в возрасте от 16 лет и старше. Результаты этого исследования показали, что:
- в среднем в течение месяца к Интернету обращаются 1,3 млн. чел., что составляет 2,4% взрослого городского населения России;
- в течение недели Интернетом пользуются 760 тыс. чел.(1,4% от взрослого населения);
- среднесуточная аудитория составляет 380 тыс. чел. (0,7% от взрослого населения);
- 73% пользователей сети - мужчины;
- возрастная разбивка: 16-19 лет - 10%; 20-24 - 25%; 25-34 - 28%; 35-44 - 23%; старше 45 - 14%;
- половина аудитории Интернет (51%) имеет высшее образование, 42% - среднее, 7% - незаконченное среднее;
- 38% пользователей являются "высоко обеспеченными" людьми, 34% - "обеспеченными", 14% имеют "средний достаток", 7% - "малоимущие";
- Ежедневная аудитория на 78% состоит из работающих людей. 35% являются руководителями, 24% - специалистами, 18% - служащими, 1% -рабочими. Среди неработающих 15% - студенты, 7% - другие неработающие (пенсионеры, безработные, домохозяйки);
- Потребительские характеристики аудитории Интернет: наличие компьютера дома - 49% аудитории (при 6% по России); наличие автомобиля в семье - 45% (против средних 25% по России), владение сотовым телефоном - 13% (против среднего 1% по стране). По сравнению с жителями России в целом, пользователи Интернет чаще владеют компьютером, банковской карточкой, сотовым телефоном и автомобилем.
В марте-апреле 2000 года агентством Gallup Media было проведено исследование аудитории Интернет в Москве.
Объемы московской аудитории Интернет в марте-апреле 2000 года:
|
Тыс. чел.
|
% от москвичей старше
16 лет
|
Monthly reach
|
642.7
|
9.1
|
Weekly reach
|
455.3
|
6.4
|
Daily reach
|
258.6
|
3.7
|
|
Мужчины составляют 66% московской аудитории, женщины - 34%. Распределение по возрастам выглядит следующим образом:
16-19 лет
|
15%
|
20-24
|
19%
|
25-34
|
29%
|
35-44
|
21%
|
45-54
|
12%
|
55+
|
4%
|
|
За более подробной информацией о результатах исследования обращайтесь в компанию Gallup Media - http://www.gallupmedia.ru
В рамках исследовательского проекта Web-Вектор агентства Комкон2 получены новые данные о численности и качественных характеристиках российской аудитории Интернет.
По данным исследования, в 1-ом квартале 2000 года суммарная аудитория Интернет, включая пользователей e-mail, WWW и других сервисов, распределилась по регионам следующим образом:
|
Количество, тыс. чел.
|
% от населения
|
Россия
|
2667
|
4,9
|
Москва
|
660
|
8,5
|
Санкт-Петербург
|
250
|
5,8
|
Европейская часть (без Москвы и Санкт-Петербурга)
|
855
|
3,6
|
Урал
|
361
|
4,3
|
Западная Сибирь
|
259
|
3,9
|
Восточная Сибирь и Дальний Восток
|
283
|
6,5
|
|
Из общего количества пользователей Интернет (2 млн. 667 тысяч человек), которые пользовались Интернет хотя бы 1 раз за последние 3 месяца, 1 млн. 793 тысячи человек пользовались ВЕБом. Это составляет 3,3% от всего населения России. Ниже приведен график, отражающий частоту обращения к Веб-ресурсам:
Таблица
Преимущественно пользователи выходят в Интернет на работе - 42,5%, на втором месте выход из дома- 28,4%. Чаще всего пользуются Интернетом в институте или школе 14% пользователей, 10,4% - у знакомых, 5,7% - в других местах.
Средняя продолжительность обращения к ресурсам Интернет составляет 347 минут в неделю (5 часов 47 минут). 55,9% пользователей использует сеть менее 3 часов 20 минут в неделю, 19,2% - более 10 часов, 17,3% - от 3часов 20 мин до 10 часов в неделю.
Таблица
Портрет аудитории Интернет выглядит следующим образом:
Таблица
На следующем графике представлены различия в структуре аудитории Интернет и населения России в целом, выраженные с помощью показателя Affinity Index. Affinity Index - это отношение доли потребителей в какой-либо группе к доле потребителей в общем населении. Среднее значение индекса равняется 100. Если для данной группы значение индекса больше 100, это означает, что в данной группе больше потребителей данного товара или услуги, чем среди населения в целом.
Таблица
Распределение среднего дохода на одного члена семью в месяц:
Таблица
Пользование Веб-сайтами наиболее характерно для людей с доходами выше среднего уровня.
Должностной статус пользователей Интернет выглядит следующим образом:
Таблица
Использование Интернет в 1 квартале 2000 года наиболее характерно для специалистов, руководителей и учащихся.
Доля пользователей Интернет среди занятых в различных сферах деятельности:
Таблица
В 1 квартале увеличилось количество пользователей Интернет среди занятых в СМИ и рекламе, в сфере финансовых услуг и в органах власти.
Характер информации, получаемой через Интернет, определяется ответом на вопрос: "За какой информацией Вы обращаетесь на Веб-страницы чаще всего?". Ответы распределились следующим образом:
Таблица
Наиболее популярными Интернет-ресурсами являются:
Для выяснения отношения пользователей сети к рекламе были выделены различные категории: "All Users" (Все пользователи) и "Heavy Users" (Активные пользователи):
|
All Users
|
Heavy Users
|
Я часто встречаю рекламу в Интернет
|
72,3%
|
81,7%
|
Реклама в Интернет помогает мне узнать о новых товарах и услугах
|
35,6%
|
47,1%
|
Я пользовался(лась) услугами, которые рекламировались в Интернет
|
20,9%
|
41,3%
|
Я покупал(а) товары, которые рекламировались в Интернет
|
8,6%
|
17,2%
|
|
Предпочтения типов сайтов (% от Интернет-аудитории России):
Прослеживается тенденция роста интереса к российским ресурсам.
Мы благодарим компанию Комкон2 за предоставленную информацию. За более подробными данными исследования "Web-Вектор" обращайтесь в компанию Комкон2:
E-mail: peters@comcon-2.com,
URL: http://www.comcon-2.com
Tel. (095)915-5478, 915-2967
Исследованиями аудитории Интернет в России также занимается агентство Monitoring.Ru (www.monitoring.ru). По данным Monitoring.Ru, в феврале 2000 в России:
- 1,2 миллиона человек от 18 и старше проводят в Интернет не менее 1 часа в неделю;
- 1,7 миллионов человек посещают Интернет не реже одного раза в неделю, их средний возраст 31 год;
- 2,8 миллиона человек от 18 лет и старше регулярно (но не обязательно каждую неделю) посещают Интернет. Их средний возраст 30 лет;
- 4,2 миллиона человек от 18 лет и старше посещают Интернет нерегулярно, время от времени. Их средний возраст 30 лет;
- Максимальная аудитория Интернет в России (включая имеющих единичный опыт) составляет 6,6 миллионов человек от 18 и старше. Их средний возраст 31 год.
- За 1999 год прирост максимальной аудитории Интернет составил 46% от ее текущего состава.
Сбор данных осуществлялся Национальным Институтом Социально-Психологических Исследований (НИСПИ). Было проведено 6235 интервью в 253 населенных пунктах Российской Федерации. Для обработки, анализа и создания отчета использовалось программное обеспечение "ДА-система 4.0" фирмы "Контекст Консалтинг".
Таким образом, можно заключить, что быстро растущая аудитория сети Интернет являет собой область повышенного интереса для большинства рекламодателей. Это молодая, прогрессивная, высоко образованная и обеспеченная часть общества. Именно эти люди, как правило, определяют настроения общества.
|