|
Несколько советов разработчикам Web-серверовВалерий КОРЖОВ, "Computerworld Россия"Создать собственный Web-сервер сейчас несложно. Но привлечь к нему посетителей — задача потруднее. Материалов в Web уже настолько много, что выделиться только за счет публикации интересных сведений стало не так-то просто. Дизайном Web-страниц теперь занимаются не программисты, а профессиональные художники-оформители, поэтому эти страницы, как правило, выглядят весьма привлекательно, однако не всегда удовлетворяют запросам придирчивого пользователя. Например, вывод на экран html-документа с несколькими таблицами происходит так "неспешно", что иногда пользователи просто теряют терпение. Дело в том, что браузер, прежде чем показать таблицу, должен сначала полностью загрузить ее, а постепенная прорисовка документа бло-кируется. При этом большинство средств быстрой разработки Web-страниц почти всегда предлагает вам использовать таблицы. "Золотую середину" найти непросто, поскольку при создании отдельных html-документов и всего Web-сервера нужно учитывать не только задачи дизайна, но и характерные черты Web-технологии. Воспользовавшись нашими советами, вы сумеете разработать не только привлекательный, но и удобный для пользователя Web-сервер. Предварительные замечанияПростота и удобство использования гипертекста делают его, на первый взгляд, универсальным интерфейсом для различных приложений. Однако нужно помнить одно важное свойство гипертекстовой разметки — она оптимизирована для представления документов. Отражать в виде гипертекста более сложные структуры данных, такие как многомерные массивы или геометрические модели, гораздо сложнее. Кроме того, для "комфортного" просмотра данных время загрузки информации должно быть существенно меньшим, чем среднее время ее обновления. Поэтому Web-технологию не рекомендуется применять для отображения информации, меняющейся через каждые несколько секунд. С ее помощью можно строить интерактивные приложения (такие как chat-сервер), но работают они хуже специализированных chat-приложений. Таким образом, технология Internet/intranet пригодна главным образом для организации обработки документов, визуализации архивов (например, виртуальных библиотек), работы с базами данных и для других аналогичных целей. Чтобы привлечь и удержать внимание посетителей, важна настройка Web-сервера на требования конкретного пользователя (этот механизм иногда называют "персонификацией"), которая повышает эффективность использования информации. Динамическое изменение оформления страницы, которое реализуется с помощью специальных приложений, также позволяет уменьшить психологический барьер общения с компьютером и учесть индивидуальное восприятие информации конкретным пользователем. Настройка на посетителя увеличит не только время его работы с сервером, но и число повторных обращений к ресурсу. А если сервер функционирует не во внутренней сети, а в Internet, то выяснение психологических пристрастий посетителей позволит проводить целенаправленные рекламные акции и оценивать их результаты. К сожалению, психологическим аспектам работы с ПО пока не уделяется должного внимания, а это неизбежно увеличивает время обучения и привыкания к интерфейсу. Причем работая с "неперсонифицированным" сервером, посетитель не всегда способен использовать все функциональные возможности системы, в то время как психологически правильно настроенная Web-система должна "подсказывать" возможные варианты действия. К счастью, концепция работы с гипертекстом является удобной и продуманной, и, создавая Web-приложения, нужно только реализовать ее преимущества с помощью ключевых точек сервера, интерактивных приложений и "персонификации" материалов. Ключевые точки Web-сервераОсновная цель ключевых точек — предоставить пользователю возможность получения навигационной информации. Первая из таких точек — начальная страничка (home page). Другой часто используемой ключевой точкой сервера является его карта, в которой указывается структура всех каталогов или ключевых точек, отражаются наиболее общие структуры данных. Названные точки должны "приводить" посетителя к большинству других ключевых точек, тогда он сумеет быстро найти необходимые материалы. Вероятно, критерием удобства навигации можно назвать правило "трех кликов". Сервер удобен, если посетитель способен добраться с его начальной странички до любого документа или приложения за три перехода по гиперссылкам (для очень больших архивов и библиотек — за пять переходов). Впрочем, стремление втиснуть максимум информации в одну страницу документа не всегда оправданно, ведь пользователь может и растеряться от обилия данных. Заметим также, что длинные документы проще читать в распечатанном виде, поэтому нежелательно вставлять в них много гиперссылок. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются два средства html-навигации — поисковая машина и каталог ресурсов. Поисковая машина требует от пользователя определенных интеллектуальных действий (например, правильного формирования запроса), но для ее установки разработчику почти не нужно прилагать дополнительных усилий — достаточно установить ПО сканирования гипертекста. Составление каталога, напротив, требует от его создателя дополнительной работы по структуризации и назначению категорий, а позже — добавления в него новых документов. Однако именно этот способ доступа к материалам сервера психологически более оправданн. По сути, каталог представляет собой не одну, а сразу несколько ключевых точек, различающихся параметрами, по которым организуется список ресурсов. Например, точкой бывает дата опубликования документа (или выпуска), автор, название или даже ключевое слово. Очевидно, что каждый из таких каталогов (отдельная ключевая точка) может быть внесен в виде ссылки в навигационную панель. Несколько слов нужно сказать и о технической стороне реализации каталога. Основная проблема — обеспечить возможность быстрого внесения в него изменений и дополнений, что особенно сложно, если каталогов много, а любой новый документ необходимо включать в каждый из них. Такая задача под силу только СУБД, средства которой позволяют формировать каталоги динамически. Однако если механизм СУБД будет заново формировать html-страничку каталога для каждого посетителя, то производительность Web-сервера и число одновременно обслуживаемых пользователей могут существенно уменьшиться. По оценкам автора, более эффективным решением является создание с помощью СУБД статических html-каталогов. Тогда автоматическое внесение нового документа во все необходимые каталоги будет не слишком перегружать Web-сервер. Следует отметить, что навигационная панель, которая часто используется для "путешествий" по серверу, является только ссылкой на его ключевые точки. А поскольку лишь каталоги, созданные по различным критериям, могут "оснастить" ее ссылками, то такая панель превращается просто в дополнительную страницу, работать с которой, мягко говоря, некомфортно. Чтобы избежать этого, рекомендуется настраивать навигационную панель на требования конкретного пользователя (или группы), применяя механизм дополнительных обработчиков или серверных включений, предусмотренных в сервере Apache и стандарте HTML, которые генерируют навигационные панели для определенного посетителя (группы). Структуру панели можно менять в соответствии с пожеланиями пользователей или с тем, какие ключевые точки являются наиболее посещаемыми. Интерактивные приложенияНа первый взгляд, интерактивные анкеты и другие аналогичные Web-приложения кажутся "пустыми игрушками", но на деле все обстоит вовсе не так. Интерактивный опрос посетителей сервера дает возможность не только выявить их пристрастия. Это еще и маркетинговый прием, демонстрирующий посетителям, что они — желанные гости на сервере, что их мнение очень важно для создателей ресурса. Кроме того, интерактивная анкета представляет собой разновидность психологического приема "незавершенное действие", известного со времен Шехерезады: анкета стимулирует пользователя к новому посещению сервера. Действительно, высказав свое мнение, хочется проверить, прислушались ли к нему, — вот и причина еще раз заглянуть на сервер. Интерактивные Web-приложения должны удовлетворять следующим четырем критериям: • удобство использования; Удобство применения и дружественный, не отягощенный деталями интерфейс позволяют увеличить эффективность работы приложения и уменьшить нагрузку на сеть. Таким образом, трудозатраты на интерфейс окупаются увеличением числа пользователей, которые могут одновременно работать с Web-сервером. Однако рост количества пользователей влечет за собой жесткую регламентацию распределения ресурсов. Если вовремя не освободить ресурсы, уже не нужные какому-либо посетителю, то при малой производительности приложения система может быть разрушена. Для уменьшения нагрузки на сеть и, в то же время, обслуживания как можно большего числа потенциальных потребителей ресурсов необходимо прибегать к помощи стандартных http-средств, которые не очень перегружают сеть. Дополнительные механизмы, типа Java и ActiveX, рекомендуется использовать только в том случае, когда без них нельзя обойтись. Классический способ, позволяющий собирать пожелания посетителей, — книга отзывов, которая представляет собой небольшую экранную форму в конце странички с просьбой ввести свое имя и комментарии. Реализацию такой возможности обеспечивает простой Perl-сценарий, обрабатывающий и записывающий в файл комментарии посетителей. В данной форме разумно указывать по умолчанию то имя пользователя, которое он уже ввел при регистрации на сервере. Тогда посетителю нужно будет ввести в форму только информацию, которая может пригодиться для персональных настроек (например, навигационной панели) и контроля за его действиями. Более сложной формой анкетирования являются вопросы, интегрированные непосредственно в текст документа. Во время чтения пользователь способен выбрать один из вариантов ответа на заданный в тексте вопрос, а дочитав материал до конца, отослать результаты на сервер (например, нажав кнопку "Подтвердить"). Есть и другой способ выяснить пристрастия пользователей — контроль за их действиями на сервере. Куда посетитель перешел — там для него и интересней. Скрытый контроль дает более точные результаты, чем анкетирование, а для его организации достаточно записывать и анализировать все обращения к серверу. Часто посещаемые места должны каким-либо образом отмечаться во всех списках и навигационных панелях. Впрочем, возможна и другая политика — автоматическое изменение дополнительных конфигурационных файлов сервера (если у вас установлен сервер Apache, это файлы .htaccess), что позволит создать самонастраивающийся Web-сервер. Несмотря на то что Сеть поддерживает интерактивное общение пользователей в режиме реального времени, среда Web не очень хорошо приспособлена для такого диалога, так как время реакции собеседника в Internet составляет несколько весьма ощутимых секунд. Однако полезно было бы воплотить некоторые из сторон "живого" общения (например, обмен мнениями по поводу прочитанной статьи). Как считает автор, Web-сервер должен выполнять скорее роль форума для обсуждения определенной проблемы, нежели новой среды для просмотра старых документов. Сегодня почти всем разработчикам ясно, что от реализации интерактивных Web-приложений будет зависеть не только посещаемость сервера, но и его информационное наполнение. ПерсонификацияНастройка сервера по интересам конкретного посетителя — наиболее удобный способ создать постоянный контингент читателей. Для этого достаточно регистрировать их, предлагая определенные удобства, например возможность самостоятельной настройки навигационной панели. Посетителю будет трудно отказаться заполнить анкету, в которую автоматически занесены его регистрационные данные. Еще более действенный способ привлечения пользователей — размещение в тексте каталогов ссылок типа "Уважаемый Иван Иваныч, здесь (гиперссылка) Вы способны найти интересующую Вас информацию". Таким образом, персонификация позволяет организовать более эффективный и психологически комфортный диалог. Если посетитель несколько раз прочитает свое имя на странице документа, то посещать этот сервер ему будет гораздо приятнее, чем тот, где его "никто не знает". Другое применение персонификации — выяснение интересов пользователя и соответствующая динамическая настройка поисковых маршрутов. Такую настройку можно выполнять, например, в "фоновом" режиме, контролируя действия пользователя и сохраняя список наиболее используемых им ресурсов, или попросить пользователя заполнить анкету о его предпочтениях. Иногда лучше всего совместить анкету с регистрацией пользователей. Кроме поисковых маршрутов используется настройка и внешнего вида Web-страницы (конечно, в зависимости от возможностей браузера посетителя) с помощью различных дополнений к стандартным компонентам гипертекста. А наиболее частым (или любимым) посетителям можно позволить самостоятельно создать для себя собственный Web-интерфейс. ОБ АВТОРЕВалерий Коржов — обозреватель газеты "COMPUTERWORLD Россия". С ним можно связаться по адресу OSKAR@OSP.RU"Золотые" правила- Навигацию по серверу нужно организовать по правилу "трех кликов" (в крайнем случае - пяти). |
|||||||||||||||||
With any suggestions or questions please feel free to contact us |