|
Синтаксис.
Пел программа (скрипт) состоит из последовательности деклараций и предложений.
Единственно что должно быть обязательно декларировано это форматы отчетов
и подпрограммы (функции). Все не объявленные переменные, массивы, имеют
значение 0 или null.
Пел имеет свободный формат. Комментарии начинаются с символа '#' и
продолжаются до конца строки. Пример: sub test; # Декларация подпрограммы test $var1 = test $0; # Использование как оператора списка.
Декларации подпрограмм могут быть загружены из отдельного файла
предложением require или загружено и импортировано в текущую
область имен предложением use. Подробно см. главу Модули.
Простое предложение обязательно Любое простое предложение может содержать single модификатор перед ';'. Существуют следующие single модификаторы: if EXPR unless EXPR while EXPR until EXPR где EXPR - выражение возвращающее логическое значение true или false. Модификаторы while и until вычисляются в начале предложения кроме блока do который выполняется первым. if EXPR - Модификатор "если". Предложение выполняется если EXPR возвращает true. Пример: $var = 1; $var2 = 3 if $var > 0; # Результат: $var2 = 3 while EXPR Модификатор "пока". Предложение выполняется столько раз пока EXPR = true Пример: $var = 1; print $var++ while $var < 5; # Печать $var с инкрементом Результат: 1234 until EXPR - Модификатор "до ". Предложение выполняется до тех пор пока EXPR = false Пример: $var = 1; print $var++ until $var > 5; # Печать $var с инкрементом Результат: 12345 unless EXPR - Модификатор "если не" . Обратный к if. Выражение выполняется есле EXPR = false. Пример: $var = 1; print $var++ unless $var > 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 1
Последовательность простых предложений ограниченная функциональными ограничителями называется блоком. В Пел это может быть целый файл, последовательность предложений в операторе eval{} или чаще всего это множество простых предложений ограниченных круглыми скобками '{}'. Сужествуют следующие виды сложных предложений: if (EXPR) BLOCK if (EXPR) BLOCK else BLOCK if (EXPR) BLOCK elsif (EXPR) BLOCK ... else BLOCK LABEL while (EXPR) BLOCK LABEL while (EXPR) BLOCK continue BLOCK LABEL for (EXPR; EXPR; EXPR) BLOCK LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK LABEL BLOCK continue BLOCK Обратите внимание, что сложные предложения описаны в термах блоков а не предложений как в языках C или Pascal. Поэтому необходимо всегда использовать круглые скобки для обозначения блока. if (EXPR) BLOCK - Вычисляется логическое выражение EXPR и если true блок выполняется. Пример: $var =1; if ($var == 1) { print $var,"\n"; } Результат: 1 if (EXPR) BLOCK else BLOCK2 - Если EXPR=true выполняется BLOCK иначе BLOCK2. Пример: $var =2; if ($var == 1) { print "\$var = 1\n"; } else { print "\$var не равно 1\n"; } Результат: $var не равно 1 if (EXPR1) BLOCK1 elsif (EXPR2) BLOCK2 ... else BLOCK - Если EXPR1=true выполняется BLOCK1 иначе если EXPR2=true выполняется BLOCK2 иначе ... иначе BLOCK. Пример: $var = 1; if ($var == 0) { print "\$var = 0\n"; } elsif ($var == 1) { print "\$var = 1\n"; } else { print "Не известное \$var\n"; }
Результат: $var = 1
while
Цикл while выполняет BLOCK до тех пор пока EXPR = true. Метка LABEL не
обязательна и состоит из идентификатора завершающегося символом ':'.
Метка необходима при использовании внутри блока цикла управляющих
операторов next, last и redo. Если метка все же отсутсвует то
эти операторы ссылаются к началу ближайшего цикла.
Блок после continue выполняется всегда перед тем как вычисляется
логическое выражение EXPR. Это подобно EXPR3 в предлжении for
поэтому в этом блоке удобно изменять счетчики и флаги цикла даже
если применяестя оператор next.
т.е. повторяет итерацию. Пример: M1: while ($i < 6) { ++$i; # Увеличиваем счетчик на 1 next M1 if $i < 3; # Переходим в начало если $i < 3 ++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1 } continue { print "$i "; # Печатаем $i }
Результат: 1 2 4 6
Блок continue пропускается. Пример: M1: while ($i < 6) { ++$i; # Увеличиваем счетчик на 1 last M1 if $i > 3; # Выход из цикла если $i > 3 ++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1 } continue { print "$i "; # Печатаем $i }
Результат: 2 4
Пример: M1: while ($i < 6) { ++$i; # Увеличиваем счетчик на 1 redo M1 if $i == 3; # Далее пропустить для $i = 3 ++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1 } continue { print "$i "; # Печатаем $i }
Результат: 2 5 7
LABEL for (EXPR1; EXPR2; EXPR3) BLOCK Оператор for полностью аналогичен оператору for в С. В перед началом цикла выполняется EXPR1, если EXPR2 = true выполняется блок, затем выполняется EXPR3. Пример: for ($i = 2; $i < 5; ++$i) { print $i, " "; } print "\nПосле цикла i = $i\n"; Результат: 2 3 4 После цикла i = 5 Цикл foreach. LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK
Переменной VAR присваивается поочередно каждый элемент списка LIST
и выполняется блок. Если VAR опущенно то элементы присваиваются
встроеной переменной $_. Если в теле блока изменять значение VAR
то это вызовет изменение и элементов списка т.к. VAR фактически
указывает на текущий элемент списка. Пример: @месяц = ("январь","февраль","март"); # Создали массив foreach $i (@месяц) { print $i," "; # Печать $i } Результат: январь февраль март Пример: @месяц = ("январь","февраль","март"); # Создали массив foreach $i (@месяц) { $i = uc($i); # Перевели в верхний регистр } print @месяц; Результат: ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТ Пример: for $i (3,5,7) { print "$i "; }
Результат: 3 5 7
Блок не зависимо от того имеет он метку или нет семантически представляет собой цикл который выполняется один раз. Поэтому действие опраторов цикла next, last, redo - аналогично описанному выше. Блоки удобны для построения switch (переключатель) структур. В пел нет специального оператора switch подобного языку С поэтому вы сами можете создавать удобные для вас конструкции. Опыт автора показывает что для простоты написания лучше всего подходит конструкция вида if ... elsif ... else ... хотя можно сочинить и нечто подобное: SWITCH: { if ($i ==1 ) { .....; last SWITCH; } if ($i ==2 ) { .....; last SWITCH; } if ($i ==3 ) { .....; last SWITCH; } $default = 13; }
Выбирайте сами по своему вкусу.
В Пел существует оператор goto хотя где , как и когда его применять как говорил Ходжа Насредин "Тонкий филосовский вопрос". Для начинающих программистов которым от так "нужен" я бы вообще посоветовал "забыть" о его существовании. Однако при создании больших производственных задач на последнем этапе особенно при отработке "отвальных" ошибочных ситуаций конечно goto нужен. В Пел реализовано три формы goto. goto - метка, goto - выражение и goto - подпрограмма. goto - метка выполняет непосредственный переход на указанную метку. goto - выражение - Вычисляет имя метки и делает соответсвующий переход. Например если мы хотим сделать переход на одну из трех меток "M1:", "M2:" или "M3:" в зависимости от значений переменной $i равной 0, 1 или 2 то это лучше сделать следующим образом: goto ("M1", "M2", "M3")[$i]; здесь $i используется как индекс массива указанного непосредственно в выражении.
goto подпрограмма - довольно редкий случай т.к. всегда проще и надежней
вызвать подпрограмму "естественным" образом.
В Пел реализован очень удобный механизм для написания документации в момент создания программы. Для этого применяются специальные POD операторы. Если в теле программы интерпретатор встречает оператор начинающийся с символа '=' например: = head Набор стандартных процедур то пропускается все до слова '=cut'. Это удобно для включения длинных на несколько строк или страниц комментариев. Затем с помощью специальной программы pod можно отделить текст документации от текста программы. |
|||||||||||||||||
With any suggestions or questions please feel free to contact us |